|
Главная » 2010 » Октябрь » 19 » Отзывы о Тренинге «Техника жесткой дискуссии»
07:59 Отзывы о Тренинге «Техника жесткой дискуссии» |
Тренинг «Техника жесткой дискуссии» в клубе «Дети – театр – образование» В 2010-2011 учебном году Московский городской клуб «Дети – театр – образование», работающий вот уже второй год, проводит встречи разного формата. Здесь и мастерские по интересам, и камерные посиделки, и показы спектаклей, и литературные гостиные, и экспериментальные тренинги. Принцип открытости остаётся неизменным – в программе может принять участие любой желающий, выслав заявку на электронный адрес клуба: dety-teatr@mail.ru 30 сентября состоялся экспериментальный тренинг «Техника жёсткой дискуссии» на площадке ГОУ СОШ №875. Эта школа славится своим гостеприимством и огромной экспериментальной работой в образовательной области «Искусство». Здесь внедрялись и внедряются образовательные технологии, разработанные интереснейшими сотрудниками НИИ ХО РАО: Л. Г. Савенковой, А. П. Ершовой и другими. Здесь проходят городские курсы повышения квалификации, связанные с инновациями в области педагогики искусства и многие необычные по форме и содержанию мероприятия кафедры эстетического образования и культурологии МИОО. На этот раз необычность программы заключалась в том, что тренинг для взрослых и опытных учителей проводили юные студенты. Идея родилась на заключительном заседании клуба прошлого учебного года. Вернее, в проекте соединились сразу две идеи. Первая идея заключалась в том, что нужно увидеть и услышать на встречах клуба молодых, дать им поучить и покомандовать. Очевидно, что они живут иначе, умеют и понимают что-то другое, нежели 40-ка – 60-ти летние. И это неуловимое «что-то» всем любопытно. Вторая идея была в том, что театральные педагоги, да и все педагоги образовательной области «Искусство» слишком эмоциональны, слишком ранимы, а потому плохо умеют отстаивать свои позиции в общеобразовательной школе. Тренинг «Техника жёсткой дискуссии» предложили разработать и провести участники неформальной молодёжной театрально-педагогической организации «Школа Лиса». Сам Лис, Лобанов Игорь Витальевич, человек с несколькими образованиями, среди них техническое, педагогическое и театроведческое. Именно он, разумеется, был основным разработчиком концепции, построенной на теориях и техниках М. Бахтина, К. Станиславского, Э. Бёрна, Г. Щедровицкого. Состав источников говорит сам за себя! Замах был рискованным и интересным. Однако не стоит полагать, что юные ЛИСовцы были в этой истории только лишь исполнителями. Все они люди незаурядные, активные и думающие. Им по-настоящему интересно разбираться в процессах творчества и образования. В занятиях клуба в прошлом году участвовали, и даже работали в качестве волонтёров на фестивале детской театральной педагогики «Пролог-Весна». Бедненко Кристина, 5 курс МГОУ ЛМК, сыграла в трёх спектаклях «Школы Лиса», интересующая её тема научных исследований: герменевтика, метафора. Маргарита Бедрицкая, 2 курс МГТУСИ, факультет «Системы и связи. Гольчевский Дмитрий, 5 курс МГППУ, факультет «Психология образования», сыграл в семи спектаклях, пробует себя как писатель, тема научной работы: «Смысловой синтез теории возрастного развития Э. Эриксона и теории Э. Берна «Я – концепция». Анна Шолохова, 2 курс МГППУ, факультет «Социальной психологии», сыграла в четырёх спектаклях, тема исследований - структура социальной коммуникации. Капустина Екатерина, 3 курс педагогического колледжа, сыграла в одном спектакле, тема исследований – игротехника. Дубков Дмитрий, 3 курс Политехнического колледжа №19, IT-менеджер, в «Школе Лиса» - новичок. Вот такие интересные ребята. Готовили тренинг летом, в июне разослали всем желающим поучаствовать первые письма и материалы, за несколько дней до тренинга обеспечили всех серьёзным научным комментарием к предполагаемой групповой работе. Что же получилось в итоге, и как откликнулись на встречу её участники? Елена Овечкина, учитель математики, педагог дополнительного образования ЦО №1486: «Предложение Игоря Витальевича Лобанова меня заинтересовало. Присланные материалы показались интересными. Ехала на тренинг в ожидании нового опыта. Результат не разочаровал, но оставил чувство неудовлетворенности. Плюсы: На вопрос «захочу ли принять участие ещё в одном тренинге?», - не кривя душой, ответила согласием. Но тренинг, на мой взгляд, не удался. Почему и в чём? кажется, была недооценена аудитория; ребята-тренеры плохо представляли с кем им придётся иметь дело; переборщили с желанием не обидеть. В результате не смогли в серьёз задеть участников, расшевелить, спровоцировать на активную работу; теоретическая часть практически дублировала разосланные материалы. Но, несмотря на всё это, хотелось бы попробовать ещё. Как опыт "жёсткого диалога" для меня прозвучало итоговое общение в группе игротехников. Руководитель в ходе работы довольно жёстко обращается с ребятами, а те довольно хорошо держат удар. Правда, иногда "гнутся", но совершенно точно не ломаются. В итоге осталось ощущение недоделанного и недопонятого.» Ольга Новикова, педагог-психолог ГОУ ЦО №686 «Класс-Центр»: «Каждый когда-нибудь попадал в ситуацию неприятного разговора, когда некто пытается «нажать» на Вас, «довести», «заткнуть» или «построить». И часто после такого мы выходили с потерями эмоциональными, личностными да и физическими тоже: головная боль, бессонница и этот бесконечный внутренний диалог с оппонентом до окончательной победы над самим собой… Мы пользуемся привычным арсеналом средств отточенных годами общения. Но, увы, иногда и они нас подводят. А можно ли расширить свой обычный репертуар? Руководство школы рекомендовало мне семинар для театральных педагогов, работающих с детьми. Я честно накануне прочитала все высланные материалы. На первый взгляд – они были не бесспорны. Но здоровое человеческое любопытство победило: чему можно научиться за 4-5 часов? Тренинг дело близкое и родное. Театральная педагогика тоже. На самом деле я попала на тренинг общения. Первая часть – теоретическая (мне, как психологу, было привычно разбираться в структуре и схемах). Вторая часть – практическая. Как известно, практика – есть критерий истины. Наши попытки выстроить грамотный по структуре жесткий диалог не всегда были успешными. Важно, что была возможность обсудить все разыгранные диалоги и внести коррективы. Очень порадовала доброжелательная атмосфера и открытая свободная форма общения. Приятно, что на тренинге учились все: и участники, и игротехники. Ведь если тренер пришел только учить, получим дрессуру. Важно совместное проживание момента, со-действие и со-творчество. Именно это и состоялось. Р.S. По дороге домой на радио читают «Три мушкетера». Знакомый текст, знакомые персонажи, знакомые диалоги. И вдруг, ловлю себя на том, что уже анализирую: - Ага, молодец, проблематизирует! - Так, перехватил инициативу… Оппонент задумался… - А вот и смена контекста… Хорош все-таки д’Артаньян. А тренинг-то работает! Интересно, какие мысли придут в голову после следующего семинара?» Итак, самое главное ощущение – путь открыт, и продолжать движение необходимо. А это, может быть, самый главный итог содержательной поисковой работы. Никитина А. Б.
|
Просмотров: 702 |
Добавил: Bloodscall
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|